В древние времена стоматологической моды не существовало.
Это было нечто большее. Люди использовали зубы, чтобы продемонстрировать свой социальный, общественный, брачный статус. Представители племен Центральной Америки в доколумбовый период заостряли их, чтобы почтить Бога солнца. В Японии, во время периода Дземон, с 13 000 до 2 300 лет до нашей эры, вырывали передние зубы женщинам, чтобы подчеркнуть ее замужний статус.
Ни одна из главных мировых религий не одобряла подобные языческие обряды и традиции, поэтому до наших дней они сохранились только в изолированных африканских племенах.
К Античности наработки в этой области позволили создать весьма продвинутою науку о лечении зубов, все наработки которой были забыты во времена Раннего Христианства, когда все болезни, в том числе зубная боль, считались наказанием Господним, которое следует безропотно перенести. Так что в позднее Средневековье человечество пришло, имея слабые представления о медицинском аспекте стоматологии.
Согласно традиционным канонам русской красоты зубы девушки должны быть «сахарными» – то есть ослепительно белыми, какими они у большинства северных народов объективно не бывают из-за нехватки витаминов и кальция.
Эту естественную проблему русские красавицы в XVI веке решали, отбеливая зубы «меркуриальными белилами», то есть ртутью. Она действительно делала зубы ослепительными, правда, лишь на короткое время, после чего полностью разрушала эмаль. Так в Московии возникла поражающая европейцев мода на «черненные зубы».
Схожие представления о красоте зубов бытовали также в Японии и у других народов Юго-Восточной Азии. Там замужние женщины чернят зубы, демонстрируя таким образом супружескую верность (чем дольше держится черный лак, тем верность крепче). Эта традиция называется охагуро и существует с незапамятных времен.
В Европе тем временем случилась эпоха великих географических открытий, в результате которой стоматологическое здоровье богатейших купцов и аристократов было основательно подорвано: на их столе появился сахар.
Эта сладость изменила все. Если раньше европейская аристократия гордилась своими крепкими белыми зубами, которые выгодно отличали ее от простолюдинов, питающихся грубой пищей, то теперь у них в моду вошел кариес. Это было не удивительно: учитывая, что лечили его в то время при помощи слабительного, лунного света и прижигания раскаленным железом, оказалось проще признать кариес красивым и не лечить вовсе.
Но если об эстетическом восприятии общество еще могло как-то договориться, то исключить зубную боль из числа проблем было намного сложнее. В XVII-XVIII веке началось бурное развитие стоматологии, каждые 20-30 лет появлялись новые прорывные технологии – сперва довольно наивные и неуклюжие, потом уже вполне научно-медицинские. После эпохи Средневековья Европа заново открывала все античные наработки в области здоровья зубов. В XIX веке они вплотную подобрались к технологии, разработанной еще 2700 лет назад этрусками, – начали экспериментировать с установкой золотых зубных протезов.
Учитывая стартовавшую в то же время глобализацию, можно сказать, что в конце девятнадцатого века мир замер на пороге нового явления в человеческой истории – первой всемирной стоматологической моды.
В 1907 году была изготовлена золотая коронка с раздельным штифтом, которая была более простой в установке.
Эта технология стала сенсацией: теперь протезы не только решали зубные проблемы, но и демонстрировали окружающим состоятельность их обладателя! Золотые коронки быстро покорили весь мир.
Если на Западе золотой блеск во рту перестал считаться эстетически привлекательным в 80-х (появились цельнокерамические конструкции, а затем с развитием цифровых технологий и конструкции из диоксида циркония, выглядящие более естественно), то в странах с менее развитой стоматологией золотые зубы и сегодня считаются непременным атрибутом преуспевающего человека. В 2004 году президент Туркменистана Сапармурат Ниязов даже издал специальный указ, запрещающий госслужащим и студентам вставлять золотые зубы.
- В Туркмении мода на золотые коронки существовала, когда мы жили плохо. Настало время отказаться от пережитков прошлого. Зубы у молодых должны быть крепкими и здоровыми, как у собаки, чтобы кости перегрызать, - пояснил Туркменбаши своим подданным.
Сейчас в мире ведущий стоматологический тренд – мода на виниры.
Она зародилась в Голливуде, в 30-е годы, когда стоматолог Чарльз Пинкус, прозванный «звездным стоматологом», придумал, как за пару часов делать актерам идеальные зубы для съемок крупным планом: на «зону улыбки» он прикреплял фарфоровые пластины, названные винирами. Результат был настолько эффективным, что словосочетание «голливудская улыбка» стало активно использоваться мировым стоматологическим сообществом.
Однако долгое время виниры оставались лишь деталью актерского грима – из-за ненадежного крепления их нельзя было носить долго. Все изменилось, когда в 80-х был придуман композитный клей и разработана техника травления контактных поверхностей. Виниры «пошли в народ» и быстро завоевали популярность во всем мире.
В новом тысячелетии в американском шоу-бизнесе появился еще один тренд, завоевывающий мир прямо сейчас.
Эта мода пришла в стоматологию из брутального мира черных уличных банд, члены которых разрушают свои зубы курением крэка и поэтому прячут их за декоративными накладками – на один зуб или всю челюсть (гриллз), а также наклеивают на зубы маленькие украшения из драгоценных металлов, камней (скайсы и твинклзы).
На уличную эстетику оказались падки звезды Голливуда. В 2013 году Мадонна появилась на публике в золотом гриллзе, украшенном 24-мя бриллиантами. Вскоре ее примеру последовал Джастин Бибер, поставивший на свой зуб золотой скайс, потом Рианна надела на верхнюю челюсть гриллз с золотым АК-47, а Кэти Пери – с названием своего альбома Roar.
Консервативное общество немного поворчало в соцсетях о временах и нравах, а потом склонилось перед новой модой. Сегодня гриллзы, скайсы и твинклзы заказывают не только в США, но и по всему миру.
Что будет модным в стоматологии в ближайшее время?
Развитие моды прогнозировать трудно – в любой момент все может изменить внезапное появление какой-нибудь новой технологии, как это уже не раз бывало. Поэтому мы лишь отметим несколько интересных тенденций, популярных пока локально.
«Впереди планеты всей», конечно, Япония, каноны красоты которой весьма отличаются от западных. Недавно там вошел в моду стиль Yaeba (по-японски «двойные зубы») – выпирающие и острые клыки в верхнем ряду. Такие клипсы стоят до 400 долларов, но некоторые девушки заказывают дорогостоящую операцию по затачиванию и искривлению своих зубов. А изобретательные дизайнеры страны восходящего солнца придумали помещать в рот лампочку, которая подсвечивает зубы изнутри – на танцполах ночных клубов это новшество смотрится крайне эффектно. А сочетание «вампирских клыков» и «зубной подсветки» способно, пожалуй, впечатлить до инфаркта.
Россия всегда была близка к Японии в представлениях о красоте зубов (вспомним традицию чернить зубы), но сейчас, пожалуй, пошла даже дальше своего восточного соседа. В 1979 году американец Стив Хьюэрд запатентовал технологию нанесения на зубы татуировок, но лишь недавно получил признание и начал продавать заготовки для тату, по 40 долларов за картинку, по всему миру. Появилась эта услуга и в России.
В прошлом году всех удивил некий предприниматель Денис из Сочи, который вытатуировал на своих верхних резцах портреты Путина и Трампа. Каждый президент обошелся ему в тысячу евро. Журналистам Денис пояснил, что таким образом он выразил надежду на скорое улучшение отношений между странами, а также на снятие санкций, которые сильно мешают его сочинскому бизнесу.
Так было сказано в эстетической стоматологии совершенно новое слово. Прежде использовать свои зубы для политических деклараций людям в голову не приходило.